Главная » Пресс-центр  » Публикации и интервью

Публикации и интервью

09 августа 2018 - Газета "Нарымский вестник"

Танцы, песни и традиции народов Сибири: 4 августа состоялось самое красочное мероприятие - XIII межрегиональный фестиваль коренных малочисленных народов Сибири «Этюды Севера».

Сочетание живописной природы с национальным колоритом праздника делают посещение этих мест незабываемым. Неудивительно, что фестиваль собирает всё больше участников. Праздник объединяет представителей селькупов, хантов, манси, эвенков, хакасов, бурят, алтайцев, тувинцев и других.

Приветствуем вас, гости дорогие!

На торжественное открытие фестиваля прибыл заместитель губернатора Томской области по агропромышленной политике и природопользованию Андрей Кнорр. Он приветствовал гостей:
- Мы сегодня встретилисьв 13-й раз на этой древней, богатой и исторической селькупской земле. От имени губернатора Томской области Сергея Жвачкиная поздравляю вас с праздником погружения в прекрасную культуру северных народов.

- Сегодня межрегиональныйфестиваль посетили представители 6-ти субъектов нашей страны, приехали и соседи из районов Томской области. Это говорит о большом интересе, который проявляется к многонациональной культуре, к сохранению обрядов и традиций сибирских народов, - подчеркнула в приветственной речи Первый заместитель главы Парабельского района Елена Рязанова. - Мы рады и горды тем, что фестиваль «Этюды Севера» является брэндом всей Томской области. Но не будем забывать, что именно люди - душа Сибири. Благодаря предкам была создана уникальная цивилизация людей, не покоряющих природу, а умеющих жить в ней и находить способы выживать. А мы в свою очередь будем делать всё возможное, чтобы возродить и сохранить эту культуру.

Поприветствовала гостей и Ирина Коробейникова, президент Ассоциации КМНС Томской области.

По традиции всех встречали старейшины селькупского народа. Повязать ленточку на ветке берёзы, загадав при этом желание, могли все: и дети, и взрослые. А спустившись под гору, можно былостать участником ритуала освящения. По древнему приданию принято обойти «семь костров», а следом пройти омовение, ополоснув руки водой из реки.

«Чумэл Чвэч» развивается

2 года назад был открыт музейселькупской культуры и быта под открытым небом «Чумэл Чвэч».Здесь представлена реконструкция различных селькупских построек, начиная с XVII века.

В 2017 году появились новые музейные комплексы. Воссоздана «Охотничья тропа». У жилища XIX века появились: входная хозяйственная постройка, глинобитная уличная печь под навесом. Внутри дома воссоздан селькупский интерьер. Возле жилища разбит огород.

Инфраструктура музея развивается. В этом году заработали новые музейные комплексы. Один из них - хантыйский чум.

- Из Ханты-Мансийска к нам доставили настоящий чум. Мы его установили, а возле поставили хантыйский хозяйственный амбарчик, - рассказывает руководитель отдела культуры администрации Парабельского района Ирина Фокина.

- Появилось также культовое место селькупов в укромном уголке леса. Его окружают «умные деревья» - так селькупы называют многолетние деревья. Установлены хакасская юрта, шорская изба и стойбище северных оленей.

Ирина Петровна отметила, что в этом году удалось заасфальтировать подъездную дорогу к музею под открытым небом. Территория его расширяется, а это значит, что организаторы ещё не один раз удивят гостей фестиваля «Этюды Севера» новыми идеями.

Народы ценят свои обычаи

Специалисты дворца народного творчества «Авангард» г. Томска занимаются подготовкой и проведением первого концертного отделения фестиваля.

Известно, что культура народов Сибири и народов Севера - самобытная и неповторимая. По замыслу организаторов, на открытии фестиваля показываются фрагменты легенд, обычаев или традиций народов. Всегда выбирается тема. В этом году гостям фестиваля показали свадебные обряды, сватовство, рассказали о традициях, которые дошли до нашего времени.

Домашний очаг, семья, дети - непреложные ценности коренных народов. И потому во всех свадебных обрядах очень много схожих черт. Так или иначе, но начинаются они с первой встречи, со сватовства или сговора.

Мечты селькупских девушек неизменно сбывались. Когда однажды открывалась дверь, и входил представительный мужчина, который в правой руке держал посох с повязанным красным платком, а в левой - медный котёл с подарками, в семье сразу понимали - пришёл день сватовства. Если родители невесты не хотели отдавать дочку замуж, то сваты находили нужные слова и убеждали: «Наш жених - удалой молодец, лучший охотник в тайге. Свою жену беречь будет, хорошо кормить будет, на шубу ей пёстрых белок принесёт. Будет ей тепло, будет ей радость». Жених хороший калым давал за невесту: узорчатые ткани, платок с длинными кистями, мягких блестящих соболей, рыжих лис. И всё получалось.

У эвенков свадьбы справлялись весной после отёла оленей или осенью в сезон оленьего гона. Есть в их традициях и сватовство, и калым, но размеры калыма никогда не имели особого значения. Были бы молодые счастливы. Когда всё было готово к свадьбе, из стойбища жениха отправлялась за невестой свита родственников и друзей. Невеста - будущая мать и продолжательница рода - была главным действующим лицом на свадьбе. Её наряжали, готовили ей верховного оленя с шитой бисером уздечкой и расписными кумаланами на лочоко (небольшое женское седло). Возглавив внушительный караван, отправлялась юная красавица к своей судьбе. Трижды по ходу солнца объезжала невеста чум жениха, трижды в сопровождении женщин обходила очаг. Только после того, как невесту усаживали на почётное место, друзья приводили её суженого. И тогда звучали в праздничном чуме благопожелания молодым. 

К свадьбе в тувинских семьях начинали готовиться буквально с рождения детей. На свадебном пиру, в состязаниях и играх проявлялись лучшие качества тувинского характера: мудрость, смекалка и находчивость, красноречие и музыкальность, учтивость и уважение к национальным обычаям. День свадьбы - это день отделения девушки от родного очага и начало самостоятельной жизни. День свадьбы - это день, когда мужчина становился хозяином юрты. На свадебном пиру было немало обычаев, которые сохранились до сих пор. И среди них - традиция йорээлов (благопожеланий молодым). Народ хранит веру, что магия доброго слова обязательно обеспечит им благополучие. Говорили: «Пусть нарядной, как дятел, будет. Пусть многодетной, как куропатка, будет. Пусть переднюю полу дети топчут. Пусть заднюю полу ягнята топчут. Пусть друзей будет много. Дружно, любезно живите».

В Хакасии свадьба - это не только важное событие для жениха, невесты и их родных, но и большой праздник для всех земляков. Он скрепляет семейные узы, знакомит молодёжь с национальными обычаями, объединяет поколения за праздничным столом, в песнях и танцах, во время игр и состязаний. Среди обычаев хакасской свадьбы есть тёргин (праздник первого посещения родителей невесты после свадебных церемоний и пира). На него едут все участники свадьбы. Молодая в последний раз надевает шапку невесты «сахпа», жених запасается подарками и угощением. На пути к родительскому дому молодой жены парни преграждают каравану дорогу, требуют выкуп. Приходится ублажать угощением и родственников молодой жены. Но, наконец, объехав селение супруги по движению солнца, процессия достигает цели, и молодожёны входят в дом.

О какой жене мечтает чукча? Конечно, о доброй, хозяйственной, красивой и быстрой, как белый горностай. И обязательно улыбчивой, весёлой. Чукчи считают, что уныние и тоска - признаки того, что человека «захватил злой дух Келе». А смех делает человека сильным. Так что, по их мнению, весёлая невеста - красивая и здоровая невеста. Свадьба чукчей называется «уавынрагтатгыргын», что дословно означает «увоз жены к себе домой». У чукчей не было калыма, а сосватать девушку парень мог, отработав год в семье будущего тестя. Говорят, что взять в жёны девушку можно было, выиграв состязание в скорости и силе.

Алтайский свадебный обряд вобрал в себя всё искусство и развлечения народа. Молодецкие игры, танцы, песни, обрядовые действа, застолье и шутки. Но есть у неё и кульминационная церемония «чач ёрёри» (обряд заплетения волос невесты, облачение её в женский наряд). В этом таинстве принимали участие счастливые в браке, многодетные и потому пользующиеся почётом и уважением женщины. В новом облачении шанкылу бала (девушка) становилась келин (замужней женщиной). И народ собирался на её смотрины. После чего праздничный обряд шёл своим чередом. Впоследствии молодые будут называть друг друга энезы (мать детей) и адазы (отец детей). Но полноправными членами взрослого общества молодожёны становились лишь после рождения ребёнка. Ведь всё доброе, что делают и создают люди на земле, все дела и заботы, все праздники и обряды, все песни и сказки, всё во имя рождения новой жизни, во имя детей, их счастливой судьбы.

«Кормление огня» и угощения для гостей

Ни одна свадьба во всём мире не обходится без свадебного стола, без особого, самого лучшего угощения. Участники фестиваля «Этюды Севера» приготовили для гостей национальные блюда, которые украшают свадебные пиры.
Согласно обычаю, они оказали почтение огню. На праздничной поляне прошёл ритуал «Кормление огня», который хранит семейный очаг, согревает и оберегает нас от бед.

Селькупы - отменные рыболовы. К празднику, к встрече добрых друзей они приготовили уху по особому рецепту из лучших видов рыб. Эвенки издавна умели использовать дары родной природы. Их национальную кухню можно назвать одной из древнейших образцов кулинарного искусства мира. К празднику эвенки приготовили тынгэн (грудинку оленя, запечённую на углях). У всех народов свадебный пир отличается особым изобилием и щедростью. На праздничный стол к фестивалю тувинцы приготовили одно из самых любимых блюд родной кухни - хуужуур (чебурек небольшого размера, обильно начинённый мелко нарезанным мясом, обжаренный в бараньем жиру).

Об экзотических вкусах северян ходит не мало легенд. Чукчи - народ, хранящий традиции предков, в том числе и кулинарные. В праздничный день гости предложили попробовать кыкватоль (оленину, которую на специальных вешалах вялят в летнее время на ветру и солнце, а в сырую погоду в яранге, в дыму очага). Алтайцы к еде относятся очень требовательно. При всём разнообразии блюд они не представляют праздничный стол без сладостей и, конечно же, без ток-Чока (традиционной алтайской сладости, которую делают из кедровых орехов, ячменя, молока и мёда). У хакасов приготовление пищи для свадебных обрядов и пиров считалось особым таинством. В день свадьбы, когда создаётся новая пара, а через неё соединяются семьи разных родов, особым образом готовился пирыг (соединение) - свадебный пирог. Начинку для него делают в доме родителей жениха, тесто - в доме родителей невесты, а выпекают в юрте молодожёнов, в их новом доме.

У каждого народа есть свои традиции и обычаи, в чём-то мы похожи, чем-то отличаемся. Но радует одно: наш фестиваль коренных малочисленных народов Сибири «Этюды Севера» крепко соединяет все национальности в большую и дружную семью.
По традиции открытие праздника завершил общий круг - хоровод дружбы, символ жизни и солнца, который собрал всех представителей диаспор в единое целое.

Золотые руки у мастеров Сибири

Праздничный день прошёл не совсем гладко, как хотелось бы. В конце первой части фестиваля начался проливной дождь, по этой причине вышла из строя аппаратура. Организаторы мероприятия были вынуждены отменить второе отделение концертной программы, где обычно выступали творческие коллективы и отдельные исполнители северных районов Томской области - Каргасокского, Колпашевского, Верхнекетского, Парабельского, а также гости из других регионов.

Несмотря на обстоятельства, сибирских умельцев поблагодарили за талант и за активное участие в фестивале.

Наша Сибирь богата и мастерами, и народными умельцами. В этом году в фестивале приняли участие 67 мастеров.

Проходя по рядам выставки, можно было наблюдать скульптуры из полимерной глины, изделия из пряжи, мягкие игрушки, разнообразные вышивки, куклы-обереги, изделия из бисера, кожаные и берестяные изделия и многое другое. Гости фестиваля с удовольствием приобретали сувенирную продукцию в память об «Этюдах Севера».

Рядом с мастерами была установлена полевая кухня. В этом году здесь приготовили около 200 литров бесплатной ухи.

Проверяем, кто сильнее

Очень любят парабельцы и гости праздника национальные спортивные состязания. В этом году желающих показать свою ловкость собралось более 200 человек.

Дети и взрослые выстраивались в длинную очередь перед площадкой, где они могли проверить свою меткость в стрельбе по мишеням. Самые сильные мужчины состязались в перетаскивании тяжёлых брёвен на время.

Оказалось много желающих забросить тяжёлую дубину (пол-лагу).

Самыми зрелищными всегда бывают гонки на обласках. Лучшее время показал Евгений Польщиков из Старицы. Он выиграл главный приз соревнований - лодочный мотор.

На 2-м месте - Евгений Дорохов из Парабели, на 3-м - Илья Гришаев из Каргаска. Обладатели призовых мест были награждены палатками.

Пока не испортилась погода, всё было хорошо: жарились шашлыки, продавались выпечка, рыба, овощи, сувенирная продукция, играла музыка. Все гости и участники фестиваля «Этюды Севера» веселились и отдыхали.

Будем надеяться, что в следующем году погода будет к нам более благосклонна и дождливая погода не омрачит праздник.

 


Источник: Газета "Нарымский вестник"
Вернуться к списку