разные фото парабельского района
Новая коронавирусная инфекция СOVID-19 Меры поддержки бизнеса
 
Главная » Пресс-центр  » Публикации и интервью

Публикации и интервью

21 июля 2017 - Газета "Нарымский вестник"

ЧЕЛОВЕК И ПРОФЕССИЯ: В 2017 году кукле-парабельке мастера Светланы Казанцевой исполняется 25 лет

В этом году кукле-парабельке мастера Светланы Казанцевой исполняется 25 лет. Именно столько лет она занимается изготовлением сувенирной продукции, среди которой главным брендом являются куклы.

Сколько их уже разлетелось по свету - трудно сказать. Светлана старается отслеживать географию нового местожительства кукол, но удаётся это не всегда. В блокноте много названий городов и стран. Открываем первую попавшуюся страницу: Красноярск, Енисейск, Новосибирск, Париж, Самара, Нижний Новгород, Челябинск, Екатеринбург, Алтай, Германия, Австралия, Канада, США...

Движение парабельской «сувенирки» по миру видно и по карте, которая висит в салоне-мастерской. Один из поклонников творчества Светланы Павловны как-то сказал очень лестный комплимент: «Ваши куклы чем-то напоминают хохлому». Эти слова дорогого стоят. Со временем Казанцева выросла из мастера-самоучки до производителя, а увлечение стало ремеслом, которое кормит всю большую семью. Каждый день, садясь за обеденный стол, домочадцы шутят по поводу того, кто (какая страна, регион России) сегодня их «кормит».

А в скромной мастерской можно встретить кого угодно: туристов, учёных, иностранцев, водителей-дальнобойщиков... Казанцева смеётся: «Пора начинать коллекционировать истории людей, с которыми свела судьба».

- Работы много, поэтому без дела не сижу ни минутки, - призналась Светлана Павловна. - Бизнес всегда требует свежих идей, это работа и творчество одновременно. Затем их нужно воплотить в жизнь, порой на это уходят годы. Кроме того, есть у меня и свои ежедневные обязанности по дому. Всегда серьёзно относилась и к вопросу воспитания детей. Стараюсь всегда уделить им как можно больше времени. В сутках всего 24 часа, а успеть нужно много.

На производство одной куклы у Казанцевой уходит в среднем неделя. Конечно, технология уже отработана до скрупулёзности, но каждое новое творение неповторимо. Светлана Павловна обращает внимание на все детали, мелочи. Даже швы нижнего белья кукол обязательно обрабатывает под оверлок.

Ещё у каждой куклы - собственная история «жизни». Да, да, не удивляйтесь. Людям, которые приходят в салон за покупкой, необходим сопроводительный рассказ. По этой причине хозяйку не может заменить посторонний человек. Ведь здесь нужно работать под «запрос». Светлана Павловна - человек творческий и общительный. И это помогает наладить контакт с любым человеком. Многие просят сделать именной сувенир, и мастер воплощает в жизнь уже новые идеи. А ещё Казанцева убеждена, что её сувенирные куклы оберегают от стресса и депрессии.

Мама для Светланы была примером во всём.
Вера Фёдоровна Кутузова в годы Великой Отечественной войны служила санинструктором в разведроте. Понятно, что обладала стойкостью и терпением. Эти качества помогли не только выжить на войне, но и поднять детей.

- Мама была необычайно творческим человеком, - вспоминает Светлана. - Всех детей она обшивала сама. И какие это были красивые вещи! С 1 по 10 класс я занимала только первые места за новогодние костюмы. Каждый из них был своеобразным шедевром. Однажды на празднике я была Русланом. Костюм был шикарный, но такие дополнения к нему, как конь и Людмила, могла придумать только мама. Подружку нарядили в наряд Людмилы. Для создания образа я носила её на руках.

Когда такой пример перед глазами, трудно устоять и не попробовать сотворить что-то подобное. И Светлана открывала мамин сундук (втайне от неё), чтобы отрезать кусок ткани и что-нибудь сотворить. Мать никогда не била её за это по рукам.
Творческое начало в Светлане быстро разглядели учителя, которые и привлекали её к оформлению стендов, кабинетов. Тогда девочка не понимала, зачем ей это надо, даже уставала порой от таких поручений.

Родители тянулись на детей, мечтая дать им достойное образование. Светлана получила диплом учителя русского языка и литературы. Профессия востребованная во все времена. Работала по специальности долго, но со временем решила круто изменить свою судьбу, что многих удивило.

А потом была цепочка каких-то случайностей, которую сейчас можно оценить рядом закономерностей. Сами события подталкивали к переменам.
Казалось бы, когда есть работа и семья, некогда думать о каких-то глобальных изменениях в жизни. Но будучи учителем, когда всё шло вполне себе стабильно, Светлана Павловна интуитивно стала покупать швейные машинки. В свободное время с удовольствием что-то шила, вязала.

Судьба посылала людей, так или иначе сыгравших определённую роль в её жизни. Известный в своих кругах искусствовед Виктория Ротман, занимающаяся изучением декоративно-прикладного искусства народов Севера, пригласила Светлану Казанцеву принять участие в выставке, предложив сделать куклы в национальном стиле.

Татьяна Аминова принесла Светлане вырезку из журнала со статьёй «Мамина кукла». Казанцева расценила это событие как подсказку: «Ничего не бойся. Ты на правильном пути!».

Буквально за 3 месяца она создала 4 куклы, 2 из них до сих пор хранятся в её мастерской в качестве коллекционных.
Выставка проходила в Томске в 1992 году. Там она сблизилась с местными мастерами, познакомилась с известными художниками. Восторг произвела встреча с искусствоведом Александром Видиновым.

После первой выставки она получила серьёзный заказ на изготовление кукол для молодёжного центра в Томске. Кукла Олеся уехала в Московский дом кукол.

Увлёкшись декоративно-прикладным творчеством, Казанцева решилась сменить работу. В Доме детского творчества она стала руководителем кружка «Фантазия». Всё новое она изучала с большим интересом и вдохновением. Освоила много новых технологий: выжигание, лепку, бисероплетение, научилась работать на вязальных машинах, шить из кожи. Как оказалось, всё пригодилось, когда решила открыть своё дело. К 2002 году был накоплен опыт, имелись швейные машинки. Осталось придумать идею: чем заниматься? Все ниши в бизнесе были на тот момент заняты.

Светлана Павловна подумала-подумала и взялась за пошив верхонок. Делала это мастерски. Потом стали поступать заказы на изготовление головных уборов, ремонт дублёнок, шуб. Жизнь сама показала нужное и востребованное направление.
Казанцева не боялась браться за новое, пробовала - получалось.

Когда в районе стали говорить о развитии туристической деятельности, потребовалась сувенирная продукция. Предложили - занялась. Конечно, сувенирное производство трудно назвать бизнесом в глобальном смысле слова. Тем не менее это дело кормит и поднимает всю семью. И каждый член семьи причастен к процессу.

Большого богатства Казанцевы не нажили. Обычный дом, простая мастерская, которая параллельно является и салоном. Трудится Светлана Павловна сама, хотя у неё было немало учеников.
В семье Казанцевых 4 дочери и сыночек. Все девочки изучили на практике швейное дело и помогали матери ремонтировать шубы, мастерить кукол. Кто-то окончил Детскую школу искусств, кто-то занимался в ДДТ прикладным творчеством. К выпуску из школы уже все могли работать швеями, вязальщицами.

- Я всегда объясняла девочкам, что база швеи - это как запасной аэродром. Всех нацеливала на получение высшего образования. И дети выросли старательными в плане учёбы, - рассказывает Казанцева.

Старшая получила высшее образование в ТГУ (историк), также успела выучиться на швею. Надя учится в педагогическом университете, а параллельно - на связиста в техникуме. Аня получает юридическое образование в ТГУ и параллельно учится в судоходном. Всё успевают. А закалку получили в детстве, примером для них была мама. Антошка появился в семье совсем неожиданно, когда Светлане Казанцевой было уже 42 года. Они с супругом считают его даром Божьим и отрадой на старости лет. Сейчас Антону 13 лет, и он уже многому научился от мамы-мастерицы. Кто знает, может, именно ему суждено стать продолжателем семейного бизнеса?

Материал подготовила Оксана КОНСТАНТИНОВА.

 


Источник: Газета "Нарымский вестник"
Вернуться к списку