разные фото парабельского района
Новая коронавирусная инфекция СOVID-19 Меры поддержки бизнеса
 
Главная » Пресс-центр  » Публикации и интервью

Публикации и интервью

13 декабря 2013 - Газета "Нарымский вестник"

НАША ИСТОРИЯ: Крылья Парабели. Авиации посвящается

С авиацией парабельцы познакомились в 30-х годах прошлого века. В основном это были эпизодические полёты зимой. В годы Великой Отечественной войны на самолетах «дуглас» (Ли-2) вывозилась из Нарымского края рыба. Самолёты на лыжах производили взлёт и посадку в пойме реки. В районном центре взлётная полоса находилась на ливе по дороге на дальнюю пристань. Самолёты садились на неё под свист местных мальчишек. Прокатиться с ветерком на чудо-технике, да и просто посидеть в кабине, было мечтой каждого уважающего себя пацана. Прилетали в Парабель и вертокрылые машины типа «МИ-1», садились в районе перекрестка улиц Строительной и Промышленной. На месте нынешнего аэропорта шумел высокий кедрач.

Точка отсчёта
В конце 40-х годов началось развитие местных воздушных линий в Томской области, и Парабель, как и другие районные центры, нуждалась в надёжной связи с областью.
На месте нынешней улицы Промышленной появились грунтовая взлётная полоса и неказистая изба для ожидающих. Это 50-е годы.
7 сентября 1963 года Колпашевский авиаотряд был переименован в объединённый авиационный отряд. В его составе - 2 лётных отряда: самолётный (237-й) и вертолётный (257-й). Головной аэропорт - Колпашево, 6 базовых аэропортов: Белый Яр, Парабель, Каргасок, Александровское, Средний Васюган, Новый Васюган и 27 приписных аэропортов и посадочных площадок.
В с. Парабель построили новое просторное 2-этажное здание аэровокзала на том месте, где сейчас находится метеостанция, и оборудовали грунтовую взлётно-посадочную полосу. Первым руководителем аэропорта стал Василий Потапович Бондарьков, возглавлявший его с 1957 по 1965 годы. Работу в гражданской авиации он начинал авиамехаником. Именно на его плечи, молодого по возрасту и стажу начальника аэропорта, легла ответственная работа по формированию нового облика аэропорта, строительства аэровокзала, склада ГСМ, других служебных помещений. В 1965-м он передал коллектив аэропорта Александру Сергеевичу Ефремову, переведённому в Парабель из Нового Васюгана. Самолёты летали на дальние расстояния - в Томск и Колпашево. А 26 июля 1966 года впервые был совершён прямой рейс на самолёте до Новосибирска.
В январе 1969 года аэропорт принял Григорий Никитович Кривоногов, работавший до перевода начальником аэропорта «Копыловка». Ветеран войны, опытный хозяйственник, он быстро отладил взаимодействие с местными властями, руководителями предприятий района, провёл реконструкцию здания аэровокзала.
В 1981 году по инициативе парабельских властных структур началось строительство новой взлётно-посадочной полосы для приёма самолётов ИЛ-14. Стройка была поистине всенародной. Усилиями строителей СУ-17, ПМК-5, дорожного участка, СУ-18 и личного участия работников других организаций в начале 1982 года полоса была готова, и 14 января 1982 года Парабель смогла принять технический рейс самолёта ИЛ-14. Протяжённость новой взлётной полосы составила 929 метров, ширина - 22 метра.
29 декабря 1980 года руководство аэропортом принял работавший диспетчером Александр Александрович Кнауб. Он как начальник аэропорта осуществлял контроль за строительством бетонной взлётной полосы, при нём была введена в эксплуатацию новая столовая, одна из лучших гостиниц для командированных авиаработников. С 7 января 1983 года полёты из Томска до Парабели начали выполнять турбовинтовые самолёты Л-410, скоростные и комфортабельные.
В 80-х годах аэропорт был способен принимать самолёты типа Ан-2, Ан-28, Л-410, ИЛ-14, все типы вертолётов. Аэропорты располагались почти в каждом крупном отдалённом населённом пункте: Парабель - центральный, Львовка, Пудино, Старица (начальники - Василий Южаков, Виктор Ильичёв), Осипово (Николай Кобяков), Сенькино (Алексей Булин), Нарым (Михаил Агеев, возглавлявший аэропорт 28 лет), Берёзовка (Игорь Харькив, Владимир Чёсов). По району имелись десятки посадочных площадок (Алатаево и пр.).
В ноябре 1991 года начальником аэропорта был назначен Валерий Николаевич Насонов, до этого работавший в коммунальном хозяйстве с. Парабель. Он принял аэропорт в преддверии перехода на рыночные отношения, когда начался экономический спад всех работ на транспорте и в промышленности. Постепенно работа в аэропорту свелась на нет, во 2-й половине 1995 года аэропорт «Парабель» был закрыт. Работы по закрытию аэропорта осуществлял Николай Николаевич Комаров - последний начальник аэропорта, проработавший чуть более года.
- Аэропорт... И сердце вдруг заныло.
Как всё разгромлено, уныло... - написала тогда техник авиаметеостанции «Парабель» Наталья Мельникова.
Время затянуло дымкой многое, но остались в памяти имена ветеранов и работников парабельской авиации. Лётчики, авиатехники, связисты, диспетчеры, работники службы ГСМ, отдела перевозок, наземных служб, авиаметеорологи - всё это частицы одного большого сложного механизма. Все трудились с полной отдачей, каждый на своём месте, подготавливая, помогая и обеспечивая конечный результат: полёты для перевозки пассажиров, грузов и почты. Трудились, не считаясь со временем, весело и дружно.
Жизнь на аэропорту начиналась в 7.00...

Покоряющие высоту
На аэродроме базировалось 5 самолётов Ан-2, в народе их называли «кукурузники», пилоты же ласково величали «Аннушка». Ан-2 - легендарный самолёт не только отечественной, но и мировой авиации. 31 августа 1947 года он впервые поднялся в воздух в Новосибирске и вот уже более 65 лет успешно трудится на всех континентах мира.
Парабельское звено Ан-2 в составе 2-й эскадрильи 237-го лётного отряда Колпашевского ОАО в Парабели было создано в октябре 1965 года. Его возглавил Михаил Бармин. Валерий Сергеев, Пётр Гордиенко, Александр Бесшкурный, Анатолий Самойленко, Владимир Меркулов, Геннадий Сныцерев, Аркадий Попков и, конечно же, Миша Бармин - этих бравых, подтянутых, задорных и энергичных молодых людей знали поимённо все пассажиры. Они первыми покоряли парабельские высоты.
В разное время парабельским авиазвеном руководили Анатолий Самойленко, Виктор Шабалин, Евгений Сергеев, Василий Некрасов, Александр Пыжик, Виктор Седымов, Валерий Кубрушко. В звене всегда был порядок. Одними из первых в конце 60-х, в 70-е годы пополнили авиазвено Анатолий Сизинцев, Владимир Шелковой, Виктор Колдомов, Василий Каршев. Служили в парабельском авиазвене и местные доморощенные пилоты - Михаил Лукьянов (родом из Усть-Чузика), Борис Дегтярёв (Парабель), Владимир Новосельцев (Нарым), Василий Махонин (Осипово), Павел Дорофеев (Парабель). Многие из парабельских лётчиков стали мастерами полётов с подбором посадочных площадок с воздуха - это особый, высший класс пилотирования.
Приехали по направлению и работали в Парабели лётчики: Юрий Емашёв, Сергей Иванов, Пётр Клюев, Виктор Некрасов, Василий Агеев, Николай Сорокин, Александр Седымов, Евгений Салтыков, Олег Степанов, Владимир Штанк, Геннадий Захарченко, Сергей Свириденко, Евгений Белов, Владимир Бацуло, Владимир Субботин, Виктор Тимофеев, Александр Лузанов, Виктор Смолин, Виктор Поздняков, Валерий Усов, Сергей Авдонин и другие. Большинство из них из вторых пилотов выросли до командиров воздушных судов. Самые опытные из лётчиков имели в среднем по 7-10 тысяч часов налёта (более года в воздухе).
Двое парабельских пилотов из 237-го лётного отряда вышли в командиры Колпашевского объединённого авиаотряда, это Михаил Бармин (руководил Колпашевским авиапредприятием в 1972-1983 гг.) и Евгений Сергеев (1983-1988 гг.).
Лётчик - лицо авиации, аэрофлота. Он всегда должен быть одет с иголочки: костюм тёмно-синего цвета, голубая рубашка, галстук, туфли, фуражка - это летом. Зимой - тёплый авиационный костюм и унты. Даже фельдшер, который проводил предрейсовый медицинский осмотр, имел право не выпустить пилота на линию, если он одет не по форме. Кстати, медработниками на аэропорту «Парабель» в разные годы трудились Валентина Шелковая, Антонида Гречушкина, Валентина Плаксюк.
Каждый лётчик имел Свидетельство пилота гражданской авиации на 2-х языках (русском и английском) и Талон нарушений. За 2 нарушения (например, режима или поломку самолёта по своей вине) пилот мог распрощаться с авиацией навсегда. Парабельцев Бог миловал.
Пилот должен был явиться на работу за час до полёта. Первый рейс аэропорт «Парабель» выпускал в 8.00 по местному времени в Колпашево, Томск, Новосибирск, по местным линиям. На местных линиях выходной был в воскресенье, на остальных маршрутах выходной могла сделать только нелётная погода. На Колпашево выполняли 3 рейса в день, на Томск - до 10-ти рейсов доходило. Крупными заказчиками были лесники и нефтяники. Для них авиация была, как палочка-выручалочка. В лесные посёлки, на вахты, месторождения везли запчасти, оборудование, спецодежду, ГСМ, продукты. В сутки перевозили около тонны груза.
Зимой в выходные пилоты возили на рыбалку на таёжные озёра местных рыбаков, делали 6-8 рейсов. От желающих отдохнуть отбоя не было, ведь билет туда и обратно стоил всего 3 рубля. Перевозили до 100 человек в день. Садились прямо на озеро. В школьные каникулы до 14-ти авиарейсов в день выполняли в Нарым, возили ребятишек на экскурсии в музей. 10 минут - и в Нарыме.
Лётчики во все времена были на вес золота, поэтому местные власти их старались «привязать» к Парабели и в первую очередь хорошим жильём. Для авиаторов в райцентре даже построили 2 дома - 16-ти и 8-квартирный.
Кстати, все пилоты могли раз в год воспользоваться бесплатным служебным проездом и 50-процентной скидкой на иждивенцев при авиапутешествии в любую точку самолётами Аэрофлота. Некоторые парабельские лётчики бесплатно грелись даже на Кубе.

Лоцманы воздушного океана
Ангелами-хранителями лётчиков и пассажиров были авидиспетчеры. В задачи авиадиспетчера входило согласование режима и плана полётов, управление воздушным движением над территорией, входящей в зону ответственности, сопровождение в воздухе как своих бортов, так и транзитных.
Границы зоны ответственности парабельских диспетчеров были примерно такими: пунктом передачи управления диспетчеру Колпашева являлось озеро Карбинское, пункт передачи связи на Каргасок находился сразу за Нарымом, связь с бортами на Пудино вели до Старицы, а там передавали пудинскому диспетчеру - парничку, именно таким был позывной с. Пудино. Позывной имел каждый аэропорт: Каргасок - ирландец, Белый Яр - валидол, Старица - угры, Осипово - алтын, Пудино - парничок, Нарым - канистра. Аэропорт «Колпашево» имел несколько позывных - молниеносный и контроль, позывной Парабели - левкада.
В разные времена лоцманами воздушного океана работали: Иван Маюнов, Владимир Лузанов, Валерий Шибаев, Виктор Прокопьев, Сергей Белых, Андрей Линдегрин, Иван Деев, Борис Сухушин, Виктор Вельш, Константин Черноусов, Алексей Булин, Виктор Путниньш и Александр Карлов.

За кадром
Наземные службы никогда не купались в лаврах известности и славы, но именно им была отведена ответственная, трудная и порой неблагодарная работа - от подготовки взлётно-посадочной полосы, подогрева и заправки воздушных судов топливом до санитарного состояния самолётов и зданий аэропорта.
Каждое утро в 7.00 близлежащие к аэропорту жители просыпались от рёва самолётов. Вне зависимости от погоды за 2 часа до полёта авиатехники начинали готовить их к выполнению полётов. Они должны были досконально знать двигатель - сердце самолёта, грамотно следить за работой других механизмов крылатой машины. Леонид Юшков (один из первых), Иван Хлебников, Николай Зубровский, Дмитрий Пилипенко, Николай Комаров, Пётр Рогалёв, Игорь и Олег Быковские, Александр Федченко, Николай Меденцев, Николай Чарусов, Валерий Болотов, Юрий Хромов, Владимир Чуприяновский, Александр Кондратьев, Валерий Фриз, Николай Ник. Комаров, Рефкат Ягофаров - это техники по обслуживанию самолётов, работавшие на аэропорту «Парабель» в разные годы.
Снабжали авиатехнику «кровью» или трудились в службе ГСМ заправщиками и водителями: Василий Долгоруков, Борис Деев, Алексей Белобородов, Александр Новосельцев, Николай Иженбин, Михаил Батурин, Фёдор Кривошеев, Сергей Ломакин, Павел Кокуркин, Борис Алатаев, Владимир Ванчугов, Борис Мусорин.
Много работы было у трактористов Фёдора Калинина и Алексея Бебекина, особенно зимой, когда часто взлётно-посадочную полосу заносило снегом.
Пассажиры летали на Ан-2 плоховато, поддержанием чистоты в самолётах в зной, слякоть и мороз занимались мойщицы. Много лет отработала в этой должности Екатерина Сухушина. Чистоту и порядок в зале ожидания поддерживали технички Мария Кайдалова и Светлана Калинина. Бесперебойную работу всех служб аэропорта обеспечивали электрики Константин Сысолин, Владимир Баталин и Евгений Колотовкин. Сторожами работали Евгений Костарев, Василий Алатаев, Александр Кайдалов, горничной гостиницы для командированных авиработников - Олимпиада Марилова.

Женское дело
Почти треть коллектива аэропорта «Парабель» составляли представительницы прекрасного пола. Они, конечно, доминировали в службе перевозок. Первым специалистом по авиаперевозкам работала Агния Фатеева-Шаптефрац. Умело руководила службой организации перевозок аэропорта Александра Болотова (она проработала на аэропорту с 1964 по 1995 годы), а когда ушла на пенсию, её сменила Ольга Латорцева. В коллективе трудились Галина Новосельцева, Светлана Пличко, Лидия Шептунова, Елена Овсянникова. Отправкой грузов занимались Василий Шевчук и Виктор Скирневский. Камерой хранения заведовала Зоя Уткина. Кладовщиками были Владимир Вербицкий и Иван Лобанов.
В 60-80-е годы парабельские авиаторы перевозили в год более 350 тонн груза и 43-45 тысяч пассажиров, плюс транзитные отправки. Из Парабели шли огромные поставки рыбы, мяса, шкур животных. Всё это огромными партиями, штабелями складировалось прямо на территории аэропорта. Прилетающий почтовый Ан-2 всегда был под завязку забит посылками, газетами, журналами и кинобанками. Парабельцы умели разгружать и загружать самолёты за 2-5 минут, ведь работать надо было быстро, световой день на севере короткий. Причём разгрузку вели не только грузчики, работали всегда дружно, в команде, к грузчикам присоединялись женщины службы перевозок, техники, пилоты, в час пик на помощь приходили даже свободные диспетчеры.
В первую очередь в задачу службы, конечно, входила отправка пассажиров. Здесь также было немало нюансов. Если багаж взвешивался в обязательном порядке, то пассажиров «взвешивали» на глаз. Пилоты давали диспетчеру перевозок предельный вес, который может взять самолёт с учётом уже заправленного ГСМ. Отдел перевозок вычитал оттуда общий вес багажа, а остальное раскидывал на количество мест для пассажиров: зимой пассажир должен был весить 80 кг, летом - 75 кг. Такая вот математика. Так что не всегда 12 -местный Ан-2 мог взять 12 пассажиров.
Сверху авиаторам на местных линиях строго запрещали делать «холостые» рейсы, то есть отправлять пустые борта хотя бы в одну сторону. Однако, глядя на то, сколько пассажиров скапливалось на вокзале после обеда, к примеру, в Нарым, куда билет стоил всего 1 рубль, служба перевозок шла на риск (не оставлять же людей ночевать) и отправляла всех пассажиров, проводя до 4-5 рейсов в день. К слову, билет до Колпашева стоил 3 рубля, до Томска - 7 рублей, до Новосибирска - 8 рублей, детский билет (5-12 лет) всегда был вполовину дешевле.
Аэропорт «Парабель» имел кассу предварительной продажи авиабилетов. Кассирами трудились Татьяна Перемитина, Галина Постемская, Тамара Терещенко. Кстати, именно сотрудницы отдела перевозок провожали пассажиров до самолёта и желали им счастливого пути. Всегда в форме, красивые, вежливые - приятно было посмотреть.

О связистах
Коллектив радиобюро с помощью средств связи соединял все службы в единое целое. Он не только поддерживал в исправном состоянии оборудование связи аэропорта и самолётов, но и обеспечивал круглосуточную передачу и приём информации. Именно специалисты радиобюро обеспечивали связь пилотов воздушных судов с авиадиспетчерами.
А какую мощную систему логистики выстроили авиаторы! Через радиобюро, куда обращались кассиры, можно было забронировать билеты на самолёт в любую точку СССР, причём выстроить посадки и пересадки так, что попасть туда практически на 1-2 дня. К примеру, маршрут «Берёзовка-Парабель-Новосибирск-Кишинёв» пассажир преодолевал за сутки. Бронирование было удобно, выгодно и практиковалось повсеместно.
В радиобюро работали: Николай Мих. Комаров (начальник), Геннадий Кокшаров, Евгений Деев, Нина Кривоногова, Валентина Брюхова, Татьяна Черкашина, Сергей Стулин, Надежда Субботина, Галина Азарина, Светлана Байтиева-Шклярская.

Авиационные синоптики
С появлением аэропорта «Парабель» работники метеостанции всегда жили его делами. В АМСГ (авиационная метеостанция гражданская) «Парабель» жизнь кипела ключом, ведь количество вылетов из Парабели за месяц доходило до тысячи. Парабельских синоптиков всегда отличали высокий профессионализм и ответственность, что сказывалось на качестве прогнозов и позволяло успешно выполнять полёты. Техниками-метеорологами работали Раиса Лысенко, Наталья Мельникова, Елизавета Смирнова, Ольга Долгалёва, Мария Скирневская, Любовь Алябьева, Галина Шмельцер, Наталья Шмаль, Надежда Малицкая.

Было всё
Коллектив аэропорта насчитывал более 70-ти человек. Парабельский аэропорт как структурная единица Колпашевского авиапредприятия неоднократно становился победителем соцсоревнований, коллектив поощрялся грамотами. Парабельское звено авиаторов старалось участвовать в общественной жизни района: на демонстрацию - с гармошкой, на лыжные соревнования - с энтузиазмом. А как весело проходили новогодние «голубые огоньки»!
Десятилетиями росли и развивались местные воздушные авиалинии. Было всё: воздушные суда, крепкая база, радиотехнические средства управления воздушным движением, квалифицированный, хорошо подготовленный персонал - летай, развивайся, открывай новые авиалинии... Хватило 5 лет, чтобы развалить всю малую гражданскую авиацию. Что напоминает о былых временах? Оставшаяся в живых бетонная взлётная полоса и название гостинцы «Левкада» - позывной аэропорта «Парабель».

На фото: Парабельские авиаторы на первомайской демонстрации: Кривоногов, Шибаев, Смолин, Шелковой.
Александра Васильевна Болотова - 31 год в аэропорту «Парабель», начальник службы перевозок.


Источник: Газета "Нарымский вестник"
Вернуться к списку