Главная » Справочная информация  » Правоохранительные органы информируют » Прокуратура Парабельского района

Прокуратура Парабельского района

Ответственность за киберпреступления

Динамичное развитие информационных технологий способствовало переквалификации потенциальных преступников, которые в реализации умысла, направленного на хищение чужого имущества, стали не просто успешно применять возможности цифрового пространства, но и совершенствовать свои навыки.
Киберпреступники становятся более изобретательными. В настоящее время изменился сам вид атак - с хищения через автоматизированное рабочее место клиента банка на более сложные схемы. Одним из таких способов хищения в последнее время стало проникновение в инфраструктуру банка преимущественно через рассылку фишинговых писем, поражение системы вредоносными программами и вывод средств через различные каналы. Главная особенность в том, что вредоносная программа, попав в информационную сеть банка, может сохраняться в ней и после завершения атаки, что приводит к рискам многократных повторных хищений.
Учитывая распространенность этого негативного явления и обусловленные им возможные финансовые потери, законодателем уже проводится активная работа по совершенствованию уголовно-правовых мер ответственности за преступления в указанной сфере отношений.
Так, 4 мая 2018 года вступил в силу подписанный Президентом Российской Федерации 23 апреля 2018 г. Федеральный закон N 111-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), направленный на совершенствование уголовно-правовых механизмов защиты финансовых интересов граждан и организаций путем создания дополнительных мер более эффективного предупреждения и пресечения криминальных посягательств на денежные средства, находящиеся на банковских счетах, и электронные денежные средства.
В частности, принятыми правовыми новеллами части третьи ст. 158 (Кража) и 159.6 Уголовного кодекса РФ дополнены квалифицирующими признаками, предусматривающими повышенную ответственность за хищение денежных средств с банковского счета, а равно электронных денежных средств (п. п. "г" и "в" соответственно).
В результате такой корректировки кража указанного имущества и хищение его путем ввода, удаления, блокирования, модификации компьютерной информации отнесены к категории тяжких преступлений независимо от суммы похищенного. За указанные деяния максимальный срок наказания в виде лишения свободы составляет шесть лет.

Помощник прокурора района

юрист 1 класса В.В.Меньшов

 

 

Конституционный Суд РФ: районные коэффициенты и процентную надбавку нужно выплачивать сверх МРОТ

В судебной практике вопрос о том, включаются ли в МРОТ районный коэффициент и процентная надбавка, решался по-разному. В частности, в 2016 году Верховный Суд РФ допустил исчисление зарплаты, включающей районный коэффициент и процентную надбавку, в общей сумме не менее МРОТ.
7 декабря 2017 года Конституционным Судом РФ вынесено постановление № 38-П, в соответствии с которым заработную плату за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях необходимо устанавливать в размере не менее МРОТ. После того как исполнено данное требование, необходимо начислить районный коэффициент и процентную надбавку.
С 1 января 2018 года МРОТ составляет 9489 рублей. Тем самым в настоящее время минимальная заработная плата работникам, работающим на территории Парабельского района и полностью отработавшим норму рабочего времени, с учетом районного коэффициента 1,5 и процентной надбавки в размере 50 % должна быть начислена в размере не менее 18978 рублей.
За установление зарплаты в меньшем размере, чем определено трудовым законодательством, частью 6 статьи 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

Старший помощник прокурора района

младший советник юстиции Е.Г. Барсагаева

 

Профилактика туберкулеза

Статьей 8 Федерального закона от 18.06.2001 № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» установлена обязанность периодического проведения профилактических медицинских осмотров в целях выявления туберкулеза.
Порядок и сроки проведения профилактических медицинских осмотров населения в целях выявления туберкулеза утверждены Приказом Минздрава России от 21.03.2017 № 124н, а также Санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.1.2.3114-13 «Профилактика туберкулеза», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22 октября 2013 г. № 60.
Целью профилактических медицинских осмотров населения является своевременное, как можно раннее, выявление туберкулеза.
Профилактические медицинские осмотры в соответствии с утвержденными методами, методиками и технологиями медицинского обследования проводятся в массовом, групповом (по эпидемическим показаниям) и индивидуальном порядке в медицинских организациях по месту жительства, работы, службы, учебы или содержания в следственных изоляторах и исправительных учреждениях не реже 1 раза в 2 года.
Кроме того, в групповом порядке по эпидемическим показаниям (независимо от наличия или отсутствия признаков заболевания туберкулезом) профилактическим медицинским осмотрам в целях выявления туберкулеза подлежат 2 раза в год отдельные группы населения, например, лица, освобожденные из мест отбывания наказания в виде лишения свободы, из мест содержания под стражей.
Профилактическим групповым медицинским осмотрам с целью выявления туберкулеза с периодичностью 1 раз в год подлежат, в частности, лица без определенного места жительства, работники медицинских, в том числе санаторно-курортных организаций, образовательных, оздоровительных и спортивных организаций для детей.
В том случае, если при проведении медицинского профилактического осмотра у обследуемого лица будут установлены признаки, указывающие на возможное заболевание туберкулезом, медицинский работник обязан в течение 2-х дней организовать обследование гражданина.
 
Старший помощник прокурора района
 
младший советник юстиции Е.Г. Барсагаева       

 

Право на безопасную окружающую среду

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона РФ N 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п.п. 15 п. 1 ст. 8 Устава муниципального образования «Парабельский район» утвержденного решением Думы Парабельского района от 27.04.2016 № 13, участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов относится к вопросам местного значения муниципального района.
Аналогичные полномочия закреплены в ст. 8 Федерального закона от  24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Согласно статье 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.
В силу положений ст. ст. 4, 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из анализа вышеприведенных норм законодательства следует, что обязанность по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, собираемых на территории поселений, возложена на органы местного самоуправления муниципальных районов. Положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

 

Уплата алиментов

В связи с поступлением в прокуратуру Парабельского района многочисленных обращений, связанных с неуплатой должниками алиментов на содержание несовершеннолетних детей,  остановлюсь на алгоритме возможных действий взыскателя при неуплате должником алиментов.
Шаг 1. Рассчитайте сумму задолженности
Обратитесь к приставу, чтобы он рассчитал задолженность по алиментам.
Если должник в этот период не работал или если нет документов, подтверждающих его заработок и (или) иной доход, пристав рассчитает задолженность, исходя из средней заработной платы в РФ на момент взыскания задолженности, то есть на день вынесения судебным приставом постановления о расчете задолженности.
Если у должника имеется доход, то пристав взыщет сумму алиментов и задолженности с дохода. Если его нет или недостаточно, пристав может наложить взыскание на имущество должника.
Шаг 2. Примите меры ответственности к должнику
Возможны три варианта действий.
Первый - привлечь должника к ответственности в гражданском порядке за несвоевременную уплату алиментов.
Так, если должник не платит алименты по нотариальному соглашению, то он понесет ответственность в порядке, предусмотренном этим соглашением (п. 1 ст. 115 СК РФ).
Если же должник не платит алименты по судебному постановлению, то будет платить неустойку в размере 0,1% от суммы невыплаченных алиментов за каждый день просрочки. Получатель алиментов также вправе взыскать с неплательщика все причиненные просрочкой убытки в части, не покрытой неустойкой.
Данные требования необходимо оформить исковым заявлением и обратиться в суд. При рассмотрении дела о взыскании неустойки суд может уменьшить ее размер с учетом материального и (или) семейного положения должника, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства по уплате алиментов (п. 2 ст. 115 СК РФ).
Второй - привлечь к административной ответственности.
Так, если родитель без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения не уплачивает алименты в течение двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства (если такая неуплата выявлена после 15.07.2016, вне зависимости от даты возбуждения исполнительного производства) и если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, то такой родитель может быть привлечен к административной ответственности в виде обязательных работ на срок до 150 часов, или административного ареста на срок от 10 до 15 суток, или административного штрафа в размере 20 тыс. руб.
Третий - привлечь к уголовной ответственности в виде исправительных либо принудительных работ на срок до одного года, или ареста на срок до трех месяцев, или лишения свободы на срок до одного года.
Это возможно, если родитель неоднократно не уплачивал алименты без уважительных причин и при этом ранее уже был привлечен к административной ответственности за неуплату алиментов и считается подвергнутым административному наказанию.

Помощник прокурора района

юрист 1 класса В.В.Меньшов

 

Защита предпринимателей

Сообщаем, что на сайте прокуратуры Томской области в разделе «Правовое просвещение» (http://prokuratura.tomsk.gov.ru/pravovoe_prosvescenie/news2/) 12 апреля 2017 года размещен анимационный видеоролик, посвященный вопросам защиты прав предпринимателей. Данный видеоролик подготовлен правовым управлением и управлением по надзору за соблюдением прав предпринимателей Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации совместно с аппаратом Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей.

 

9 декабря - Международный день борьбы с коррупцией

9 декабря провозглашено Генеральной Ассамблеей ООН Международным днем борьбы с коррупцией. Именно в этот день в 2003 г. в Мексике была открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции. В этот день государства - члены ООН информируют общественность о принимаемых мерах по противодействию коррупции.
Коррупция как социальное явление подрывает принцип верховенства закона, нарушает общественный порядок, ослабляет экономическое развитие и разрушает доверие общества к власти в целом и к государственным органам в частности. Масштабы этого негативного явления таковы, что, если смотреть глубже, коррупция способствует росту организованной преступности, терроризму и другим угрозам безопасности человечества. Именно по этой причине борьба с коррупцией в Российской Федерации ведется последовательно и системно - от совершенствования законодательства, деятельности правоохранительных, контрольно-надзорных органов, органов власти всех уровней до воспитания в гражданах нетерпимости к любым проявлениям этого социального зла.
Деятельность органов прокуратуры России по противодействию коррупции носит всеобъемлющий характер. Она направлена, прежде всего, на укрепление законности, защиту прав граждан и организаций, охраняемых законом интересов общества и государства. Основные усилия сосредоточены, в частности, на своевременном выявлении и предупреждении коррупционных правонарушений средствами прокурорского надзора, установлении и устранении их причин и условий, привлечении к предусмотренной законом ответственности лиц, виновных в совершении деяний коррупционной направленности, возмещении причиненного вреда.
Органы прокуратуры России в рамках предоставленных полномочий последовательно наращивают усилия в области противодействия коррупции по всем направлениям.
Прокурорами выявляется множество фактов коррупционных нарушений при представлении чиновниками недостоверных сведений о доходах и имуществе, нарушение ими установленных обязанностей, запретов и ограничений, при осуществлении государственных и муниципальных закупок, распоряжении бюджетными средствами и государственным имуществом, предоставлении государственных и муниципальных услуг.
Реализуются полномочия по контролю за расходами чиновников и обращению в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлены доказательства его приобретения на законные доходы. Федеральным законом "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" с 2013 г. в России введен контроль за крупными расходами государственных и муниципальных служащих, а также работников организаций государственного сектора. Исполняя требования данного закона, органами прокуратуры инициируются процедуры контроля, в суды направляются исковые заявления об обращении в доход государства движимого и недвижимого имущества, в отношении которого чиновники не смогли представить сведения, подтверждающие его приобретение на законные доходы.
Эффективным инструментом противодействия коррупции, реализуемым прокурорами, является привлечение должностных и юридических лиц к административной ответственности за совершение коррупционных правонарушений. Административным законодательством предусмотрена ответственность за незаконное вознаграждение от имени юридического лица. Статья 19.28 КоАП РФ предусматривает ответственность за передачу взятки или за обещание, предложение вознаграждения от имени или в интересах юридического лица. Другой вид ответственности наступает за незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего, а также бывшего чиновника. Закон ограничил трудоустройство бывших чиновников, предусмотрев специальный порядок их приема на работу. Ответственность за его несоблюдение установлена ст.19.29 КоАП РФ.
Все чаще по представлениям прокуроров за коррупционные правонарушения чиновники увольняются со службы в связи с утратой доверия.
Традиционным направлением деятельности органов прокуратуры остается проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов в целях выявления и исключения содержащихся в них коррупциогенных факторов. Наибольшее количество таких факторов выявляется в нормативных правовых актах, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также регламентирующих сферы государственной и муниципальной службы, вопросы земельного и бюджетного законодательства.
Зачастую наличие коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах муниципального уровня связано с несвоевременным внесением изменений, что влечет коллизию правовых норм. Основные усилия прокуроров сосредоточены на исключении коррупциогенных факторов из нормативных правовых актов, регулирующих наиболее значимые права граждан, интересы общества и государства.
На особом контроле прокуроров - надзор за соблюдением уголовно-процессуального законодательства при расследовании уголовных дел о коррупционных преступлениях, обеспечение поддержания государственного обвинения в суде по уголовным делам указанной категории.
Выступая важным звеном в организации противодействия коррупции, органы прокуратуры координируют деятельность правоохранительных органов по борьбе с коррупцией. Проводятся совместные целевые мероприятия по выявлению и пресечению коррупционных преступлений, а также устранению причин и условий, способствующих их совершению. Результатом такой деятельности стало достижение многих качественных показателей работы по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений коррупционной направленности. Все чаще стали привлекаться к уголовной ответственности высокопоставленные чиновники.
Не следует забывать, что коррупционная преступность - это не только взятки, но и мошенничество с использованием служебного положения, растрата вверенных средств. Указанные составы хищений формируют основной ущерб, причиненный в результате коррупционных преступлений.
Одной из главных задач органов прокуратуры является минимизация и ликвидация последствий коррупционных проявлений, в связи с чем повышенное внимание уделяется проблемам возмещения ущерба, причиненного коррупционными преступлениями, исполнения судебных решений по уголовным делам, борьбы с "откатами", международного сотрудничества, в том числе в части возврата активов, выведенных за рубеж. В целях защиты интересов общества и государства органами прокуратуры на постоянной основе и во взаимодействии со всеми правоохранительными органами проводится работа по возмещению ущерба, причиненного в результате совершения преступлений коррупционной направленности. Эта работа осуществляется прокуратурой в тесном взаимодействии с коллегами из МВД России, ФСБ России, Следственного комитета Российской Федерации, Росфинмониторинга, Федеральной антимонопольной службы России и других государственных органов.

 

Генеральная прокуратура Российской Федерации стала соорганизатором VIII Всероссийского конкурса социальной рекламы «Новый Взгляд. Прокуратура против коррупции».

Генеральная прокуратура Российской Федерации выступила соорганизатором VIII Всероссийского конкурса «Новый Взгляд», который ежегодно проводит Межрегиональный общественный фонд «Мир молодежи».
Участникам конкурса предложена специальная тема для подготовки плакатов и видеороликов «Прокуратура против коррупции». Организаторы предлагают молодежи изучить современные механизмы борьбы с проявлениями коррупции на всех уровнях. Конкурсантам предложат в любой комфортной для них творческой форме представить существующую модель противодействия коррупции, учитывая работу органов прокуратуры в этой области. Подготовка к конкурсу потребует от участников серьезного погружения в проблематику, в частности, на уровне законодательства. Таким образом, Генеральная прокуратура РФ рассчитывает на то, что конкурс «Новый Взгляд» в этом году станет эффективным инструментом правового просвещения молодежи и во многом сработает как профилактическая мера в борьбе с коррупционными проявлениями.
«Новый Взгляд» - это крупнейший молодежный проект в области социальной рекламы. Конкурс предоставляет возможность молодежи, в не зависимости от социального статуса и положения, выразить свое отношение к актуальным проблемам в обществе и показать пути их решения.
По словам Основателя конкурса, президента МОФ «Мир молодежи» Евгения Мартынова, конкурс «Новый Взгляд» - это уникальный инструмент, являющийся общественным срезом наиболее острых и значимых социальных проблем современного общества, которые волнуют молодое поколение.
Работы принимаются на официальном сайте конкурса www.tvoykonkurs.ru до 29 сентября 2017 года по двум номинациям - «социальный плакат» и «социальный видеоролик». Возраст участников от 14 до 30 лет.
Официальная церемония награждения финалистов и победителей по названной теме пройдет в Генеральной прокуратуре Российской Федерации и будет приурочена к Международному дню борьбы с коррупцией (9 декабря).
Более подробную информацию можно получить на официальном сайте конкурса, а также по телефонам: 8 (495) 640-09-39, 8 (925) 112-82-25.

 

 

Об ответственности работодателей за нарушения законодательства о противодействии коррупции, связанные с заключением трудовых и гражданско-правовых договоров с бывшими государственными и муниципальными служащими

В соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) стоимостью более 100 тысяч рублей с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
За невыполнение указанного требования наступает административная ответственность по ст.19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Незаконное привлечение к трудовой деятельности либо выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего» в виде наложения административного штрафа на граждан в размере до 4 тысяч рублей, на должностных лиц - от 20 тысяч до 50 тысяч рублей, на юридических лиц - от 100 тысяч до 500 тысяч рублей.
Введение административной ответственности за непредставление работодателями сведений о трудоустройстве бывших государственных и муниципальных служащих обусловлено особым правовым статусом этих лиц, который в настоящее время определяется нормами федерального законодательства и законодательства Томской области о государственной и муниципальной службе, законодательства о противодействии коррупции.
Так, Федеральными законами о государственной и муниципальной службе в целях противодействия коррупционным проявлениям установлен запрет ряду государственных и муниципальных служащих в течение двух лет после увольнения со службы на замещение на условиях трудового договора должностей в организации, выполнение в данной организации работ на условиях гражданско-правового договора, если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности служащего, без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов (по прежнему месту службы).
Поэтому каждый работодатель при приеме на работу гражданина, который в предшествующий этому двухлетний период замещал должность государственной или муниципальной службы, должен в десятидневный срок сообщить о факте его трудоустройства в государственный орган, орган местного самоуправления по месту его прежней службы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2015 N 29
утверждены Правила сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно данным Правилам сообщение оформляется на бланке организации и подписывается ее руководителем или уполномоченным лицом, подписавшим трудовой договор со стороны работодателя, либо уполномоченным лицом, подписавшим гражданско-правовой договор. Подпись работодателя заверяется печатью организации или печатью кадровой службы (при наличии печатей).
В сообщении, направляемом работодателем представителю нанимателя (работодателю) гражданина по последнему месту его службы, должны содержаться следующие сведения:
а) фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина (в случае, если фамилия, имя или отчество изменялись, указываются прежние);
б) число, месяц, год и место рождения гражданина;
в) должность государственной или муниципальной службы, замещаемая гражданином непосредственно перед увольнением с государственной или муниципальной службы (по сведениям, содержащимся в трудовой книжке);
г) наименование организации (полное, а также сокращенное (при наличии).
В случае если с гражданином заключен трудовой договор, также указываются следующие данные:
а) дата и номер приказа (распоряжения) или иного решения работодателя, согласно которому гражданин принят на работу;
б) дата заключения трудового договора и срок, на который он заключен (указывается дата начала работы, а в случае, если заключается срочный трудовой договор, - срок его действия);
в) наименование должности, которую занимает гражданин по трудовому договору в соответствии со штатным расписанием, а также структурное подразделение организации (при наличии);
г) должностные обязанности, исполняемые по должности, занимаемой гражданином (указываются основные направления поручаемой работы).
В случае если с гражданином заключен гражданско-правовой договор, также указываются следующие данные:
а) дата и номер гражданско-правового договора;
б) срок гражданско-правового договора (сроки начала и окончания выполнения работ (оказания услуг);
в) предмет гражданско-правового договора (с кратким описанием работы (услуги) и ее результата);
г) стоимость работ (услуг) по гражданско-правовому договору.

 

 

Неформальная занятость нарушает трудовые права граждан

В последние годы как в российской экономике в целом, так и на примере нашего района наблюдается тенденция устойчивого роста доли неформальных отношений, т.е. трудоустройство граждан происходит не в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации: не оформляется письменный трудовой договор, либо происходит подмена трудовых отношений гражданско-правовыми отношениями с заключением договоров подряда, оказания услуг, поручения и т.п. Обусловлено это стремлением многих работодателей минимизировать свои расходы, связанные с выплатой заработной платы, что зачастую приводит к сознательному нарушению ими трудового, налогового и пенсионного законодательства.
На практике неформальные отношения возникают в двух случаях. Во-первых, в том случае, когда обе стороны не хотят оформления отношений и работника и работодателя устраивает сложившееся положение вещей. Во-вторых, неформальные трудовые отношения могут возникать в ситуации, когда работодатель не хочет оформления отношений и вынуждает работника работать неофициально. В таком случае работник либо соглашается на работу без оформления от безысходности, либо не знает о намерении работодателя не оформлять отношения и до последнего момента верит в добросовестность работодателя.
В этих случаях имеет место уклонение недобросовестных работодателей от уплаты налога на доходы физических лиц, единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Такое уклонение, в свою очередь, влечет определенные негативные социально-экономические последствия как для будущего пенсионного обеспечения граждан, так и для государства. Поскольку сведения о реальном размере заработной платы работника работодателем не показываются, то и отчисления на уплату налогов и пенсионных платежей работодателем не производятся. В результате государство недополучает налоговые доходы, а работник при выходе на пенсию может рассчитывать только на трудовую пенсию минимального размера.
При отсутствии надлежащего оформления трудовые отношения оказываются вне правового поля, становятся "невидимыми" для государства. Такая ситуация может быть удобной и выгодной для обеих сторон таких отношений (работодателя и работника), если между сторонами не возникает противоречий, однако, в случае возникновения конфликта стороны перестают исполнять свои обязанности. Учитывая особую природу трудовых отношений, обусловленную неравным положением их субъектов, можно с уверенностью утверждать, что сокрытие этих отношений от государства бьет прежде всего по работнику.
В ситуации неформальной занятости (т.е. без оформления письменного трудового договора) работник всегда является наиболее незащищенной от незаконных действий работодателя фигурой: его можно уволить без объяснения причин, нарушать сроки выплаты заработной платы либо не заплатить ее вовсе. Кроме того, неформальная занятость может негативно сказаться на работнике в случаях его болезни или получения производственной травмы, поскольку его лечение будет осуществляться за счет собственных средств; пособие по временной нетрудоспособности в таких случаях не выплачивается.
Подводя итог вышесказанному, отмечу, что неформальная занятость имеет свойство расширяться, если этому нет противодействия со стороны работников и их объединений. Усилий одних только государственных контролирующих и надзорных органов по ее искоренению будет явно недостаточно, если сами работники не будут в этом заинтересованы, не будут противодействовать предложениям о трудоустройстве без оформления трудовых отношений.

Прокурор района
советник юстиции А.А.Матыскин

 

 

О «сером» рынке труда

Конституция Российской Федерации и действующее трудовое законодательство закрепляют право каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии с законодательством из заработной платы производятся разного рода удержания, размер которых находится в зависимости от размера начисляемой заработной платы. В частности, это налог на доходы физических лиц и взносы на обязательное пенсионное страхование.
Стремление многих работодателей минимизировать свои расходы, связанные с выплатой заработной платы, зачастую приводит к сознательному нарушению ими трудового, налогового и пенсионного законодательства и формированию так называемого «серого рынка труда», в котором сведения о реальном размере выплачиваемой заработной платы искуственно занижаются и работодатели уклоняются от уплаты налоговых и пенсионных платежей в надлежащем размере.
«Серый» рынок труда может быть представлен в следующих формах:
- с работником не оформляется трудовой договор и выплата заработной платы производится неучтенной денежной наличностью (в конвертах);
- с работником оформляется гражданско-правовой договор, хотя фактически имеются все признаки трудовых правоотношений. Например, с работником, выполняющим на постоянной основе какую-либо работу (например, водитель) заключается гражданско-правовой договор подряда, оказания услуг, поручения и т.п.;
- с работником оформляется трудовой договор и часть заработной платы выплачивается официально, а другая часть - неучтенной денежной наличностью;
- с работниками оформляются трудовые договоры на неполный рабочий день, хотя фактически рабочий день является полным.
Во всех перечисленных случаях имеет место уклонение недобросовестных работодателей от уплаты налога на доходы физических лиц, единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Такое уклонение, в свою очередь, влечет определенные негативные социально-экономические последствия как для будущего пенсионного обеспечения граждан, так и для государства. Поскольку сведения о реальном размере заработной платы работника занижаются, то снижается и размер производимых из нее отчислений на уплату налогов и пенсионных платежей. В результате государственный бюджет недополучает налоговые доходы, а работник при выходе на пенсию может рассчитывать только на трудовую пенсию минимального размера.
«Серый рынок труда» имеет свойство расширяться в том случае, если ему нет противодействия со стороны работников и их объединений. Усилий одних только государственных контролирующих органов по искоренению «серого рынка труда» будет явно недостаточно, если сами работники не будут в этом заинтересованы. Работники могут требовать от государственных органов оказать им содействие в наведении порядка с оплатой труда, для чего последним нужна соответствующая информация о фактах занижения (сокрытия) работодателями размера оплаты труда. В частности, в нашем районе такая информация может быть представлена в прокуратуру района: с.Парабель, ул.Советская 34.

Прокурор района
старший советник юстиции А.А.Матыскин

 

О нарушениях, допускаемых работодателями при увольнении работников


Анализ практики надзорной деятельности органов прокуратуры в сфере соблюдения трудового законодательства показывает на повсеместность нарушений, допускаемых работодателями при увольнении работников. В связи с этим считаем необходимым довести до сведения работодателей информацию о наиболее часто встречающихся нарушениях.
Общий порядок оформления прекращения трудового договора регламентирован статьей 84-1 Трудового кодекса Российской Федерации и, как показывает практика, зачастую работодатели не знакомы с положениями данной статьи или же умышленно допускают ее нарушения.
В число обязанностей, возлагаемых данной статьей на работодателя, включена обязанность выдать работнику в день прекращения трудового договора трудовую книжку и произвести с ним окончательный расчет.
Очень часто возникают ситуации, когда работодатель отказывается своевременно выдать работнику трудовую книжку и окончательный расчет, мотивируя свой отказ наличием у работника перед ним каких-либо обязательств. Например, работник не сдал вверенное ему имущество, не подписал так называемый «обходной лист», не возместил ущерб, причиненный в результате его действий имуществу работодателя, и т.п. Намерения работодателя защитить свои интересы понятны, однако, такие методы их защиты являются противоправными и могут являться основанием для привлечения его к ответственности.
Обязанность своевременной выдачи трудовой книжки и осуществления окончательного расчета, возлагаемая на работодателя статьей 84-1 Трудового кодекса РФ, является безусловной, те есть не ставится в зависимость от наступления каких-либо событий (например, подписания «обходного листа»). Трудовым кодексом РФ определен конкретный срок ее исполнения - в день увольнения работника, и не установлены какие-либо отступления от этого правила.
Неисполнение данной обязанности является основанием для привлечения работодателя к административной ответственности по ч.1 ст.5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушение законодательства о труде). Кроме того, в связи с задержкой выдачи трудовой книжки работодатель в соответствии с п.35 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей (утв.постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225) обязан возместить работнику не полученный им за все время задержки заработок. Днем увольнения (прекращения трудового договора) в этом случае считается день выдачи трудовой книжки.
В случае, если в день увольнения работника выдать трудовую книжку невозможно в связи с его отсутствием либо его отказом от получения трудовой книжки на руки, работодатель должен направить работнику уведомление о необходимости явиться за трудовой книжкой либо дать согласие на отправление ее по почте. Только со дня направления такого уведомления работодатель освобождается от ответственности за задержку выдачи трудовой книжки.
Какие-либо удержания из суммы окончательного расчета по увольнению допустимы только при соблюдении требований ст.140 и ст.248 Трудового кодекса РФ. В частности, в случае спора о сумме ущерба, причиненного работником, работодатель вправе взыскать оспариваемую сумму только посредством обращения в суд и безусловно обязан выплатить не оспариваемую сумму в день увольнения.
Нарушение сроков выплаты окончательного расчета по увольнению влечет, кроме административной ответственности, и материальную ответственность работодателя по ст.236 Трудового кодекса РФ в виде обязанности уплаты процентов в размере не ниже 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка РФ от невыплаченной в срок суммы за каждый день задержки.
Вопросы увольнения в ряде случаев являются достаточно сложными и требуют компетентного подхода, в связи с чем Трудовой кодекс РФ должен быть настольной книгой каждого работодателя, поскольку только безусловное исполнение его требований позволит предотвратить нарушение трудовых прав работников и причинение ущерба интересам работодателей.

Прокурор
Парабельского района А.А.Матыскин

 

Порядок обращения гражданина с сообщением о совершенном преступлении


Сообщение о совершенном либо готовящемся преступлении может быть направлено различными способами - посредством обращения в правоохранительный орган с устным сообщением, путем подачи письменного заявления, посредством направления заявления по почте. При этом заявление гражданин вправе подать в любой ближайший орган, в органы полиции - круглосуточно.
Поступившее сообщение подлежит обязательной регистрации. Лично обратившемуся лицу выдается на руки талон-уведомление с указанием кто принял сообщение, присвоенного ему номера и даты регистрации. Отказ в приеме сообщения недопустим. Все сообщения о готовящемся либо совершенном преступлении должны быть приняты. Далее полученная информация проверяется и принимается решение в течение 3 суток. В исключительных случаях срок проверки может быть продлен до 10 и до 30 суток.
По результатам рассмотрения сообщения о преступлении возможно принятие одного из следующих решений: о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела, о передаче сообщения по подследственности. О принятом решении должно быть сообщено заявителю с разъяснением права на обжалование принятого решения.

Заместитель прокурора Парабельского района
М.А. Альчик

 

Определен новый порядок компенсации расходов к месту отдыха пенсионерам


Приказом Минтруда России от 07.03.2017 № 249н утвержден новый административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по предоставлению компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Новый порядок вступил в действие с 22 мая 2017 года.
Согласно нового порядка заявителями на получение государственной услуги являются неработающие пенсионеры, являющиеся получателями страховых пенсий по старости или страховых пенсий по инвалидности, проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Пенсионеры вправе обратиться за предоставлением государственной услуги непосредственно в территориальный орган ПФР по месту жительства, лично (через представителя), по почте, через многофункциональный центр, либо в электронной форме через Единый портал или информационную систему Пенсионного фонда Российской Федерации «Личный кабинет застрахованного лица». Государственную услугу предоставляет ПФР через свои территориальные органы. Результатом предоставления государственной услуги является предоставление компенсации в виде: предоставления проездных документов, обеспечивающих проезд заявителя к месту отдыха и обратно; возмещения фактически произведенных заявителем расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно; либо отказ в предоставлении компенсации. При этом, компенсация фактически произведенных пенсионером расходов производится в размере, не превышающем стоимость проезда: железнодорожным транспортом - в плацкартном вагоне пассажирского поезда; внутренним водным транспортом - в каюте III категории речного судна всех линий сообщений; морским транспортом - в каюте IV - V групп морского судна регулярных транспортных линий; воздушным транспортом - в салоне экономического (низшего) класса; автомобильным транспортом - в автобусе по маршрутам регулярных перевозок в междугородном сообщении.
Необходимо иметь ввиду, что при использовании воздушного транспорта проездные документы оформляются (приобретаются) только на рейсы российских авиакомпаний или авиакомпаний других государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением случаев, если указанные авиакомпании не осуществляют пассажирские перевозки к месту отдыха либо если оформление (приобретение) проездных документов на рейсы этих авиакомпаний невозможно ввиду их отсутствия на дату вылета к месту отдыха и (или) обратно. Компенсация в виде предоставления проездных документов производится в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня подачи заявления с предъявлением всех необходимых документов. Компенсация в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно производится в период, в течение которого производится доставка заявителю пенсии при подаче заявления с предъявлением всех необходимых документов.
Уведомления о принятом решении по заявлению направляется пенсионеру не позднее 1 рабочего дня со дня принятия такого решения.
Для предоставления государственной услуги территориальный орган ПФР принимает от заявителя заявление о компенсации в виде предоставления проездных документов, обеспечивающих проезд к месту отдыха и обратно или заявление о компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно. К заявлению необходимо приложить документ, удостоверяющий личность заявителя, документы, подтверждающие предстоящее пребывание заявителя в санатории, профилактории, доме отдыха, на туристической базе или в другом месте отдыха либо проездные документы.

Старший помощник прокурора района
младший советник юстиции Е.Г. Барсагаева

 

Частичная декриминализация побоев

В связи с поступающими обращениями в прокуратуру Парабельского района о разъяснении изменений, внесенных в ст. 116 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) сообщаю, что в феврале 2017 года произошла частичная декриминализация побоев.

Так, Федеральным законом № 8 - ФЗ от 07.02.2017 в ст. 116 УК РФ внесены изменения, из которых следует, что теперь в качестве уголовно наказуемого деяния не будет считаться причинение побоев впервые в отношении близких лиц, таких как жены, дети, братья, сестры, родители, опекуны. Ответственность за такие действия, совершенные впервые, виновное лицо теперь будет нести по ст. 6.1.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ). При этом в отношении «семейного дебошира» может быть наложено административное наказание в виде штрафа до 30 тысяч рублей, административного ареста на срок до 15 суток, обязательных работ до 120 часов.
Напомню, что в июле 2016 года данная статья также претерпела изменения, в связи с чем в Уголовном кодексе РФ выделили в отдельную статью нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших причинение вреда здоровью и не содержащих признаков состава преступления, предусмотренного ст. 116 УК РФ, лицом подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние (ст.116.1 УК РФ).
Данное нововведение в Уголовный кодекс РФ было связано с тем, что под уголовно наказуемым деянием применительно к ст. 116 УК РФ стали понимать такие деяния, которые были совершены в отношении близких лиц, из хулиганских побуждений, либо по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды, либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой либо социальной группы. Несмотря на длительные дискуссии в Государственной Думе РФ по поводу необходимости перевести из разряда «уголовников» «семейных дебоширов» в данной части вопрос был отложен на 2017 год.
Хотелось бы уточнить, что в настоящее время желающие решить конфликт рукоприкладством, при совершении побоев как в отношении членов семьи, так и в отношении иных лиц вновь в течение года после привлечения к административной ответственности по ст. 6.1.1 КоАП РФ попадут на скамью подсудимых, где им уже в рамках ст. 116.1 УК РФ будет грозить уголовное наказание до 6 месяцев исправительных работ. В рамках ст. 116 УК РФ при причинении насилия из приведенных ранее мотивов лицу может быть назначено наказание до 2 лет лишения свободы.

Помощник прокурора района

юрист 1 класса В.В.Меньшов