Осторожно шелкопряд

 


 

 

 

 

 

 

Опросы

Все опросы
Главная » Социальная сфера » Культура  » Нарымский музей политссылки

Нарымский музей политссылки

Нарымский музей был основан в 1938 году по решению Новосибирского обкома партии как Музей И. В. Сталина. Экспозицию музея рекомендовали и консультировали научные сотрудники центрального музея В. И. Ленина г. Москвы. В день открытия 27 июля 1948 г. особо поражала посетителей монументальная пятиметровая в полный рост гипсовая скульптура И. В. Сталина во дворе музея.

Смерть вождя кардинально изменила жизнь огромной страны, начались большие перемены. Коснулись они и Нарымского музея. В 1960 г. он был переименован в «Нарымский мемориальный музей политических ссыльных большевиков». Экспозиция отражала жизнь и деятельность известных в последствии деятелей коммунистической партии и Советского государства Валерьяна Куйбышева, Якова Свердлова, Николая Яковлева, Алексея Рыкова и многих других отбывавших нарымскую ссылку.

В 1991 году в связи с открытием нового отдела, рассказывающего о политических репрессиях 30-40-х годов, о существовании лагерной системы и спецкомендатур музей переименован как «Нарымский музей политической ссылки». В 2003 году на территории музея создан музей под открытым небом «Уголок селькупской старины». Она отражает традиционные условия жизни коренных народов Нарымского края 19-го начало 20 в.в. — селькупов, пантов, эвенков.

В нашем музее Вы сможете познакомиться с богатейшей культурой племён, обитавших на этой земле. Люди, жившие здесь более двух тысяч лет назад, оставили нам уникальные предметы. В музее хранятся фотографии, портреты, личные вещи известных исторических деятелей, живших здесь когда-то и оставивших заметный след в истории нашей страны. Сохранился домик Алексеевых, в котором жил летом 1912 года И. В. Сталин.

Редкий населенный пункт в Томской области имеет всемирную известность и такую богатейшую, как Нарым. Музей является центром притяжения для всех интересующихся историей Нарымского края.


Нарым — село историческое

С незапамятных времён на берегах Оби селились древние люди аборигены сказочно богатой и никем ещё не тронутой земли.

Вести о земле сибирской, о её несметных пушных богатствах, реках, переполненных рыбой, дошли до княжеской и — позже царской Руси.

В 1581 г. отряд казачьей вольницы под предводительством Ермака не ради титулов и помести, а для пользы и славы Отечества совершил военную экспедицию, в результате которой вся северо-западная часть Сибири вошла в состав русского государства. Каждое новое передвижение границы расширявшегося Русского государства сопровождалось, как правило, постройкой очередного укрепительного острога. Десятый в Сибири острог, названный нарымским был поставлен в 1596 году под руководством сургутского казачьего атамана Фёдора Тугарина. Но место, выбранное под строительство острожных укреплений, оказалось неудобным. Во время весеннего разлива Оби «хоромы водой ломает и сносит и животину топит, приходится держать её на поветвях и на избах до Петрова дня и далее…

Долго преследовали русскую крепость стихийные бедствия «сгоняя» её с одного места на другое. До сих пор в 7 км от Нарыма на Оби существует село, оставшееся от старого городища.

Первыми обитателями Нарымского острога были «годовальщики» из служилых людей около 20 человек. Они несли сторожевую службу, собирали ясак с местных жителей — селькупов, увозили его в Сургут, затем Тобольск и Москву. В начале ХVII в. в среднем Приобье был создан обширный Нарымский уезд на территории которого жило около 400 селькупов. В 1629 году был учреждён Сибирский Томский разряд, и Нарымский уезд вошел в его состав. В этих же годах начало формироваться постоянное русское население Нарыма. В 1625 г. здесь проживали 42 казацкие семьи, в 1665 г. — 65, в 1720 г. — 74 человека мужского пола. С начала ХVII в. два людских потока вливаются в сибирское население. В первом служилые, торговые, промысловые «охочие и гулящие люди, крестьяне-переселенцы, те, кого привлекали богатые земли.

Другим — и основным потоком были «ссылочные люди». Уже в 1582 году после разгрома кучумова ханства царский судебник определил ссылку в Сибирь как самостоятельную меру наказания. В Нарым были сосланы «турецкие сидельцы» (1633 г.), «Иноземный немчин Дул» (1646 г.), девять ссыльных литовцев и польский иезуит (1662 г.).

Для Нарыма ссылка стала преобладающей причиной роста народонаселения. В 1601 году Нарым получил статус города. В 1635 году были установлены гербы и печати для всех сибирских городов. На Нарымской печати были изображены разделённые стрелкой белка и горностай и надпиь: «Печать государева, земли сибирские, Нарымского города».

В начале XIX века в Нарыме были каменная (Крестовоздвиженский собор) и деревянная церковь, присутственные места, провиантские и соленые магазины, винный подвал, 159 обывательских домов, 346 душ мужского пола (женщин в расчёт не брали), купечество торговало российскими товарами и пушниной, которая высоко ценилась на международных торгах. И Нарым в силу своего административного и торгового статуса играл немаловажную роль в сибирской торговле мехами.

Одно из главных промыслов нарымчан — рыболовство. Рыба была одним из основных продуктов питания. Не случайно поэтому при образовании Томской Губернии в 104 году уездному городу Нарыму был присвоен герб в виде щита, в верхней половине которого располагался герб губернского Томска, а в нижней на голубом фоне — золотая стерлядь. Управлял Нарымом городничий в чине майора. Городское общество выделяло ему в помощь квартального надзирателя с десятком десятских. Казачья и воинская команда отвечала за поддержание тишины, спокойствия и порядка.

Общая площадь Нарымского края была огромной: Она составляла 200 000 квадратных верст. Глухая тайга, бесконечные топкие болота, масса рек и речушек, озёр, нестерпимый гнус летом и лютые морозы зимой, доходившие до -500С, бездорожье — все эти условия способствовали превращению Нарымского края в гиблое место для высылки непокорных. Нарым был превращен в политическую тюрьму без решеток. До этого ссылка была эпизодической и она не оказала заметного влияния на историю города. К истории же политической ссылки Нарымский край прикован навечно. Первыми политическими ссыльными в Нарыме были два декабриста — Павел Фомич Выгодовский и Николай Осипович Мозгалевский.

Член тайного общества соединенных славян был отправлен сюда в августе 1826 г. и прожил 10 лет. Затем переведён в Минусинский округ Енисейской губернии. Там он умер от «Нарымского нездоровья».

Павел Фомич Дунцов-Выгодовский прибыл в Нарым на поселение летом 1828 года после каторжных работ в Чите. На поселении в Нарыме он прожил 26 лет. Писал жалобы за неграмотных, разоблачал казнокрадство и произвол властей. В 1854 году его за вольнодумство заключили в тюремные подвалы г. Томска, затем сослали в Иркутск, где он скончался в ужасающей нищете и полной безвестности для русского общества.

За декабристами последовали в Нарым участники Польского освободительного движения, боровшиеся за национальную и политическую самостоятельность своей Родины. Польская колония Нарыма оставила весьма заметную роль в жизни города: постановка домашних спектаклей, музицирование, строительство прекрасного дома на берегу реки Полоя. Потомки польских ссыльных, оставшихся в Нарыме слились с сибирскими старожилами.

Из Народников в Нарыме побывал дед знаменитого композитора Дмитрия Шостаковича, Болеслав Петрович. Он оставил и опубликовал интересное сочинение «Промыслы Нарымского края» до сих пор сохранившее своё научное значение. В начале

XX века ссыльные принесли в Нарым идеи Марксизма. Разрабатывая систему карательных мер царизм всё больше использовал политическую ссылку.

В 1908 году в Нарыме на 166 дворов приходилось 328 «водворенных», а в 26 населённых пунктах парабельской волости на 829 дворов и 5919 местных жителей 1885 политссыльных. Ещё двумя годами позже число это возросло до 3066 человек. Томский губернский исправник Попов даже просил губернатора о прекращении высылки ввиду переполнения в Нарымском крае жилых помещений административно ссыльными.

Нарымская ссылка и пребывание в ней для многих явилась серьёзным испытанием. Ссыльным запрещалась общественная педагогическая и врачебная деятельность. Но, несмотря на все запреты и регламенты им удалось организовать в колонии политические и общеобразовательные школы, в которых изучались такие предметы, как экономика, алгебра, иностранный язык. Также ссыльные вели большую культурную работу. Они создали самодеятельный театр, арендовав у купца Родюкова большой дом. Он открылся 24 декабря 1909 г. В театре ставили пьесы А. Н. Островского, А. М. Горького и имели огромный успех. Газета «Сибирская жизнь» от 15 июня 1911 года писала: «Нарымский театр — гордость всего края». С осени прошлого года шли «Без вины виноватые», «Власть тьмы», «Женитьба» и др.». Ссыльные Нарыма не раз доказывали устойчивость своих политических взглядов, устраивая акции протеста против произвола властей и ежегодные в честь первого мая митинги и маёвки.

Нарымскую ссылку прошли многие известные революционеры, позже ставшие крупными государственными деятелями В. В. Куйбышев, А. И. Рыков, Ю. К. Данишевский, И. В. Сталин, Я. М. Свердлов, А. В. Шишков. В целом в Нарымском крае была представлена в миниатюре вся революционная Россия: здесь были представлены представители 15 партий и групп, 14 национальностей.

С февральской революцией и отъездом политссыльных из мест вынужденного поселения история царской ссылки закончилась казалось навсегда, но после установления в крае Советской власти сюда вновь потянулись этапы состоявшие из бывших офицеров царской армии, представители белого движения — меньшевики, эсеры, анархисты. Нарым всегда был местом ссылки, ничего не изменилось и со сменой режима.

1930 год стал рубежом после которого начинается новый этап в развитии Нарымской ссылки, новый в качественном и количественном отношении. Тысячи и тысячи людей виновных в том, что они были хорошими хозяевами с ярлыком кулак и подкулачник насильно переселялись в Нарымский край. Только за 1930 — 1931 г.г. Нарымская земля приняла более 200 000 человек. В 1933 г. в связи с началом организации трудопоселений в Нарымский округ переселено 150 тыс. человек. На этот раз ими стали выселенные из городов так называемые «саботажники», «деклассированный элемент» и др. «нежелательные» категории граждан. Последняя волна массовых ссылок началась в 1939 г. и продолжалась до 1950-х годов. Основным контингентом стали жители Украины, Западной Белоруссии, Прибалтики, Бессарабии, а также немцы и поляки.

После 1956 года массовые ссылки в Нарым прекратились.

Историческую справку подготовила зав. Нарымским филиалом Г. Г. Зубарева II в.